Необычное такси — рикша

рикша

Для современного человека такси зачастую ассоциируется с передвижением на автомобиле. Однако такое представление бытует далеко не во всех странах мира. Так, в Японии, Китае, Индии помимо автомобилей-такси существует такой вид передвижения, как «рикша», которая представляет собой впряженного в коляску человека-водителя.

Упоминание о первых рикшах мы находим еще в начале XVII века в Париже. В то время считалось модным ездить на повозке, которой управлял пеший водитель.

В 60-х – 70-х годах XIX века рикши начали появляться в Японии. Затем мода на новый вид транспорта распространилась и в другие азиатские страны.

По одной из версий, изобретение рикши приписывают американскому баптистскому священнику по имени Джонотан Гобл,  который жил в городе Иокогама. Миссионер изобрел первую модель в 1869 году, чтобы возить свою больную жену по городу.

рикша1

По другой версии, изобретателями рикши принято считать трех японцев  — Косукэ Такаяма, Есукэ Идзуми и Токудзиро Судзуки. В 1870 году именно им было выдано официальное разрешение делать и продавать данные повозки.

Японская  революция Мэйдзи 1868 года способствовала развитию городов, что повлекло увеличение потребности в доступном, дешевом транспорте. Так, использовавшиеся ранее паланкины требовали как минимум двух человек, а содержать лошадей было дорого. Поэтому рикши становятся дешевым массовым средством передвижения.

Надо сказать, работа рикш была очень тяжелой и изнуряющей. За один день они могли пробежать от 25 до 50 км. При этом жили они зачастую в этих же повозках, там спали и ели, а под сиденьем хранили свои личные вещи. Как правило, умирали рикши рано от сердечных и легочных заболеваний.

Конечно, с появлением автомобиля популярность рикш упала. Так, еще в 1896 году в Японии насчитывалось около 210 тысяч рикш, а уже в 1938 году их численность сократилась до 13 тысяч.

Примеру Японии последовали и другие соседние страны. В 1874 году впервые рикши появились в Гонконге. Охотно переходили на новый вид транспорта и в Китае. Немного позже, около 1880 года рикши начали появляться в Индии.

По окончанию Второй Мировой войны, из соображений гуманности, рикши начинают запрещать. В 1949 году рикши полностью были запрещены в Китае. В Индии же процесс запрета использования труда рикш был более длительным. Несмотря на запреты, по состоянию на 1992 год только в Калькутте насчитывалось около 30 тысяч рикш. В 2005 году правительство Индии приняло решение о полном запрете использования рикш.

рикша2

На смену обычных рикш пришли велорикши и моторикши. Испольование велосипедов, мопедов и мотоциклов намного облегчило труд водителей рикш. На сегодняшний день в столице Бангладеш, Дакке, зарегистрировано около миллиона велорикшей. Моторикши, или тук-туки, как их называют в Тайланде, получили особую популярность в Индии, так что теперь заказать такси стало очень просто.

Поскольку технический прогресс не стоит на месте, а на улице уже XXI век, использование рикш отходит на второй план. Все более популярным становится пользование автомобильным такси, тем более, что современные службы такси предоставляют различные дополнительные услуги своим клиентам.

Источник: kolpinotaxi.ru